История

Историю нашего предприятия нужно рассматривать со времен Великой Отечественной войны, когда Государственным Комитетом Обороны было принято решение о строительстве в городе Миасс Автомоторного завода (на базе эвакуируемых их Москвы цехов автомобильного завода). Для обеспечения деятельности автомотоорного завода и была создана служба Главного энергетика - вот с того момента и можно рассказывать нашу историю.

В истории предприятия  можно выделить несколько этапов:

1. Основание энергетической службы и ее развитие в годы Великой Отечественной войны.

30 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве в г. Миассе автомоторного завода на базе эвакуируемых из Москвы цехов автомобильного завода.

Среди прибывших была большая группа специалистов-энергетиков, работники отдела главного энергетика, теплоэлектроцентрали, энергетики цехов. В их числе: Я.М.Махлин, Л.И.Делятицкий, А.М.Свищев, Я.Я.Могилат, Н.Р.Степанец, Г.А.Саломатин, П.А.Кубраков, Ф.П.Батуров. Н.И.Родионов, М.И.Дымов, Б.М.Лукошкин, И.С.Лосев, А.С.Домород, А.Ф.Минаев, А.В.Смирнов, Б.Н.Петухов, Е.М.Суворкин, Л.А.Вальдман и др. Им и многим другим, совместно с работниками завода и строительно-монтажными организациями, необходимо было в кратчайшие сроки создать и наладить энергоснабжение строящихся цехов завода, обеспечить их жизнедеятельность.

Приказом № 3 от 02.01.42г. по Миасскому автомоторному заводу им. Сталина был создан Отдел Главного Энергетика завода во главе с и.о. Главного энергетика Махлиным Я.М., заместителем главного энергетика был назначен А.М.Свищев.

В феврале 1942г. в моторном корпусе для подачи к станкам сжатого воздуха были смонтированы три компрессора «Борец», производительностью по 800 м3/час сжатого воздуха. Первыми источниками тепла и производственного пара стали три паровоза, установленные у Моторного корпуса. Для электроснабжения завода в кратчайшие сроки была построена 18-ти километровая ЛЭП-110 кв на деревянных опорах, построена и в средине апреля 1942г. введена в работу головная электроподстанция «Автозаводская» 110/35/6 кв с тремя однофазными трансформаторами общей мощностью 20 тыс. ква. Для обеспечения водой на берегу р. Миасс в районе стадиона была построена временная насосная станция.

В апреле 1942г. была собрана первая коробка скоростей, а 30 апреля - первый уральский двигатель.

 В составе ОГЭ были созданы:

  • техническая часть;
  • подотдел оборудования;
  • плановый отдел ;
  • электросиловой ;
  • теплосиловой ;
  • электроремонтный участок; 
  • КИП ;
  • ручная телефонная станция.

В период 1942-44г.г. идёт бурное строительство корпусов завода: Моторного, Литейного ковкого чугуна, Инструментального, Модельного, Нормалей, а с решением Наркомата среднего машиностроения от 14.02.43г.– строительство цехов Шасси и Главный конвейер. 

Зимой 1943г. котельная вступила в строй, снабжение завода паром производится от 2-х котлов Шухова производительностью 3тн/час и пяти паровозов, к декабрю 1943г. в котельной будут смонтированы ещё 2 котла Шухова и котёл «Бабкок-Вилькокс» производительностью 10тн/час пара. Для стабильного обеспечения сжатым воздухом была построена компрессорная станция, и в августе 1943г. введён в эксплуатацию компрессор «Беллис-Морком» производительностью 9000м3/час, а в апреле 1944г. компрессор 2 ВГ производительностью 6000 м3/час.
В 1943г. закончена строительством система  водоснабжения завода из оз.Кысы-Куль с насосной станцией хоз.воды на берегу Поликарповского пруда, системой водоводов и резервуаром V-400м3.

В январе 1942г. на заводе заработала первая коммутаторная установка внутренней телефонной связи. В 1946г. заработала ручная телефонная станция на 300 номеров.

2. Послевоенное развитие

В середине 1945г. начато строительство заводской кислородной станции, и в ноябре 1946г. кислородная станция производительностью 30 м3/час выдала первую партию газообразного кислорода, обеспечивая в последующие годы кислородом всех потребителей города.
В феврале 1947г. в компрессорной станции завода смонтированы два поршневых компрессора «Ингерсол» производительностью по 6000 м3/час.

В 1947-48гг. для обеспечения работы печей и агрегатов термических цехов № 1 и № 2 введена в строй нефтенасосная станция и мазутное хозяйство завода с тремя горизонтальными ёмкостями по 90 тн. и вертикальным баком V-1000м3, взамен существовавших временных бетонных ёмкостей для мазута, активное участие в их пуске принимала бригада слесарей ТСЦ.

В конце 1948г. принимается решение о строительстве заводской теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) для обеспечения потребителей завода и города электро- и тепловой энергией. 
С ростом объёмов производства и возникающих проблем ОГЭ начинает расширяться. В дополнение к существующим в отделе создаются:

  • энергобюро;
  • вентиляционное бюро;
  • электротехническая.

В  1949 году  активно ведётся  строительство корпусов ТЭЦ, одновременно со строительными работами вёлся монтаж основного оборудования.

9 июня 1950г введён в эксплуатацию котёл «Рилей-Стокер» производительностью 75 тн/час пара, а 3 марта 1951 года был пущен в работу первый турбогенератор фирмы «Фрезер Чалмерс» мощностью 12 Мвт с двумя отборами пара, в ноябре этого же года смонтирован и введён в эксплуатацию котёл № 3 ЦКТИ, производительностью 75 тн/час с трубой Н-100м.

С вводом 2-х котлов и ТГ № 1 (первая очередь ТЭЦ) была остановлена заводская котельная. Затем был разработан проект расширения ТЭЦ (вторая очередь), которым предусматривается к установке ещё 2 котла по 75 тн. пара в час и турбогенератор № 2 Кировского завода мощностью 12 Мвт с двумя отборами пара, а также 2-х турбокомпрессоров производительностью 15000 м3/час с P=9 атм. с приводами от паровых турбин и отбором пара.

2 февраля 1952г. включен в работу турбогенератор № 2, а в ноябре 1952 – котёл № 4 ЦКТИ производительностью 75 тн/час пара, мощность электростанции увеличилась до 24 Мвт. С пуском 3-х котлов котёл № 1 ТЭЦ «Бабкок-Вилькокс» был выведен из работы и законсервирован как малоэкономичный.

Теплоэлектроцентраль как структурное подразделение вошла в состав завода (приказ № 65 от 04.04.49), обеспечивая завод и центральную часть города электро- и тепловой энергией. В составе ТЭЦ были: котельный цех , турбинный цех (тогда машинный), электроцех , химлаборатория входила в состав котельного цеха , электролаборатория входила в состав электроцеха.

Работы по развитию ТЭЦ продолжались. В 1954г. введены в эксплуатацию заводская и городская бойлерные установки (3 пиковых и 3 основных бойлера), началось подключение жилого фонда к централизованному теплоснабжению.

В 1955г. введён в работу котёл № 5 ЦКТИ производительностью 75 тн. пара в час, а в 1956г. – турбокомпрессоры № 1 и № 2 Брененского машзавода производительностью по 15000 м3/час сжатого воздуха каждый.

Таким образом, нормализовалось теплоснабжение завода и строящегося посёлка автомобилестроителей (пос.Октябрьский).

В августе 1951г. вступила в строй насосная на оз.Тургояк. Начата перекачка воды из оз.Тургояк в оз.Кысы-Куль, улучшается водоснабжение завода и города, а ввод в эксплуатацию в декабре 1953г. насосной станции промышленной воды на Поликарповском пруду позволил практически исключить использование хоз.питьевой воды на промышленные нужды.

В ноябре 1951г. введены в эксплуатацию маслотрансформаторные мастерские («Копер»), что позволило организовать ремонт трансформаторов и электромашин на заводе собственными силами.

В декабре 1953г. на компрессорной станции запущен в работу турбокомпрессор «Адамсон» производительностью 15000 м3/час, что позволило повысить надёжность обеспечения потребителей сжатым воздухом.

В 1955 году построена и начала действовать система гидрозолоудаления ТЭЦ. Вместо “сухого” удаления золы и шлаков (ручная загрузка в вагонетки, транспортировка их, высыпание в бункер, вывоз ж/д думпкарами на отвал) зола от энергокотлов по системе трубопроводов стала транспортироваться на карты золоотвала западнее территории завода.

В 1955 году собственными силами был изготовлен и установлен на вершине «704» Ильмен ретранслятор для приёма передач Свердловского телецентра, жители Миасса и Чебаркуля начали принимать телевидение ранее г. Челябинска.

В 1958 году силами коллектива теплосилового цеха произведена первая реконструкция кислородной станции - вместо разделительного аппарата С-30 была смонтирована более экономичная и надёжная новая установка КГН-30.

В связи с возрастающими экономическими требованиями, в 1958 году были построены и введены в работу Южные сооружения по очистке промышленных стоков, а на северной площадке завода начали функционировать очистные сооружения для хозяйственно-бытовых стоков завода и города.

В 1958 году в ОГЭ была создана теплотехническая лаборатория. Работники лаборатории активно включились в решение вопросов грамотной эксплуатации теплотехнического оборудования, перевода отопления цехов завода с пара на горячую воду, перевода жилых домов посёлка на централизованное теплоснабжение от бойлерной ТЭЦ, рационального использования воды, решения экологических проблем, надзора за безопасной эксплуатацией оборудования, подведомственного требованиям Госгортехнадзора.

В 1960 году на баланс ТСЦ принята реконструированная система водоснабжения завода и города из оз.Кысы-Куль с новой водонасосной станцией, двумя резервуарами V-3000м3 каждый на Поликарповской горе и системой водоводов ø 500 мм. по заводу и на Миасский машиностроительный завод.

Решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР о специализации завода на производство автомобилей высокой проходимости семейства «Урал» и прекращении выпуска двухосных автомобилей потребовало коренной реконструкции всего предприятия и его энергетики. Реконструкция предусматривала строительство и ввод в эксплуатацию корпуса вспомогательных цехов, прессово-кузовного, новых энергоёмких цехов – ремонтного литья и сталелитейного, реконструкцию действующих цехов завода: главного конвейера, шасси, моторного, термического, литейных ковкого и серого чугуна и др.

В этот период активно велись работы по развитию связи. В 1961 году вместо ручной была введена в эксплуатацию автоматизированная телефонная станция на 900 номеров, разместившаяся в бытовых помещениях цеха Шасси (в 1966-1967г.г. она была расширена до 1500 номеров), что позволило обеспечить надёжной связью завод, Дворец культуры, стадион, пионерский лагерь, другие объекты, а также часть работников завода, проживающих в центральной части города.

Широкое распространение получили коммутаторы для внутренней связи в службе главного диспетчера завода, диспетчерские пульты в цехах, прямая связь руководителей завода, за 1961-1973 годы было введено более 200 коммутаторов связи.

Строительство, монтаж и ввод в эксплуатацию новой телефонной станции осуществлял весь коллектив участка связи ЭТЦ . В 1963 году на участке связи был организован заводской радиоузел, развита заводская радиосеть.

В связи с подготовкой и освоением производства автомобилей семейства «Урал» выполнен значительный объём работ по развитию электрохозяйства завода.

В июне 1966г. была введена в эксплуатацию п/станция «Городская» 35/6кв с двумя трансформаторами 5600 и 3200 ква, что существенно улучшило электроснабжение развивающегося города. Позднее, в 1972 году, была построена 2-х цепная ЛЭП 35кв от п/ст «Миасская» до п/ст. «Городская» на металлических опорах.
В начале февраля 1967 года включен шлейфовый заход 110 кв на п/ст «Тургояк», а также введено в работу распредустройство 6кв на п/ст «Сталелитейная» с электропитанием по временной схеме по 6кв от КП-2, что позволило в марте выдать первую плавку стали в стальцехе, а в августе 1967г. на п/ст «Сталелитейная» был установлен трансформатор 5600 ква. С окончанием строительства ЛЭП-110кв от районной п/ст «Миасская» и вводом в октябре 1967г. группы трансформаторов по 20 тысяч ква на п/ст «Сталелитейная» была создана возможность на полное развитие мощностей цеха.

В июле 1967г. введён в работу трансформатор 110/6 кв мощностью 31,5 Мва головной п/ст «Связь с энергосистемой» при ТЭЦ, что позволило осуществлять параллельную работу станции с энергосистемой, а с окончанием строительства двухцепной линии электропередач на металлических опорах от п/ст «Миасская» до завода и от завода до п/ст «Тургояк» была завершена работа  по реконструкции системы электроснабжения завода, предусмотренная проектом.

В январе 1968 г. закончен монтаж, наладка, и пущен в эксплуатацию водогрейный котёл ПТВМ-100 № 1 производительностью 100 Гкал/час во вновь построенной водогрейной котельной № 1, что позволило стабилизировать теплоснабжение завода и города. Второй котёл ПТВМ-100 № 2 введён в работу в 1972 году.

В семидесятые годы введены корпуса: агрегатный, модельный, электрокарный, корпус складов, цех технологического транспорта, пристрой к цеху Нормалей, проведена коренная реконструкция цехов шасси, моторного, первого и третьего литейных. Головные энергетические мощности в этот период значительно не увеличились, но проведены большие работы по увеличению надёжности схем энергоснабжения объектов завода, заново воссозданы схемы энерго- и теплоснабжения в реконструируемых цехах. 

В эти годы проведена реконструкция подстанции «Автозаводская» с сооружением новых - открытого распредустройства 110/35кв и закрытого распредустройства 6кв. На подстанции «ТЭЦ связь с системой» установлены масляные выключатели 110кв, на подстанции «Сталелитейная» силовые трансформаторы мощностью по 25 Мва взамен группы трансформаторов 20 мва.

Рост тепловых нагрузок, применение сложных технологических процессов химикотермической обработки деталей, синтетических эмалей для окраски автомобилей поставили перед энергетиками новую задачу – газификации завода, широкого использования природного газа в технологии, котельных установках, печах и агрегатах. Работы по газификации завода были начаты в 1964 году. По проекту Саратовского института «Гипрониигаз» в сжатые сроки усилиями работников энергетической службы, отдела капитального строительства и подрядных организаций были построены газопровод высокого давления диаметром 600 мм., протяжённостью 5,3 км от ГРС города до завода, газораспределительный пункт завода и внутризаводские газопроводы до ТЭЦ и производственных цехов завода.

13 сентября 1966 г. произведён пробный розжиг котла № 2 ТЭЦ на природном газе.

Началась интенсивная газификация завода, реконструируются промышленные печи и сушила, в термических цехах ведётся монтаж безмуфельных агрегатов химикотермической обработки деталей, нагревательные и кузнечные печи переводятся с мазута на газ, и к концу 1970 года завод был практически полностью газифицирован.

Для инженерного обеспечения работ по газификации, разработке проектов по переводу агрегатов на газовое топливо, обучению персонала, организации эксплуатации газового хозяйства в составе ОГЭ в 1965г. была создана газопечная лаборатория.

В это же время была создана газоспасательная станция (ГСС), осуществляющая контроль над безопасной эксплуатацией газового хозяйства и выполнением газоопасных работ.

Обслуживание газового оборудования, выполнение строительно-монтажных работ по прокладке газопроводов и переводу на газ агрегатов осуществлял газовый участок теплосилового цеха.

В связи с внедрением в технологию изготовления узлов автомобиля полуавтоматической и автоматической сварки в среде углекислого газа остро возникла необходимость строительства собственной углекислотной станции (углекислоту привозили с Нижне-Тагильского металлургического комбината).

По проекту, разработанному институтом «Гипрохолод» была построена и в марте 1969 года выдала первую партию углекислого газа заводская станция производительностью 5тн. углекислоты в сутки. Сырьём для получения углекислоты стали дымовые газы заводской ТЭЦ.

В 1967 году построена новая система гидрошламо- и золоудаления для транспорта и хранения золы ТЭЦ  и шламов литейных цехов в составе шламовых насосных, системы трубопроводов, карт шламонакопителей севернее территории завода, насосная станция возврата осветлённой воды для повторного использования. Строительство этой системы позволило решить вопросы удаления золы от котлов ТЭЦ и отходов литейных цехов, приступить к переоборудованию пылеочистных установок в цехах с сухого на мокрый способ очистки выбросов и значительно улучшить экологическую ситуацию.

С вводом в эксплуатацию в 1972 году первой очереди агрегатного корпуса были построены и введены в работу северные очистные сооружения промстоков (СОС), обеспечившие очистку и обработку химзагрязнённых промышленных стоков и обезвреживание отработанных охлаждающих эмульсий от цехов завода. Для более полной загрузки СОС и уменьшения нагрузки на южные очистные сооружения в районе цеха Нормалей была построена насосная станция и напорный трубопровод для перекачки промстоков на СОС, что значительно повысило качество очистки стоков.

В 1973 году в пристройке к компрессорной станции завода был смонтирован турбокомпрессор К-250, производительностью 15000 м3/час сжатого воздуха, а в 1975 году установлен второй компрессор К-250, что позволило обеспечить сжатым воздухом возрастающие потребности завода.

Для охлаждения оборудования компрессорной станции была построена и в 1973 году сдана в эксплуатацию система оборотного водоснабжения № 1 завода, производительностью 1400 м3/час, к которой затем были подключены литейные цехи № 1,2 и 3, а затем была введена оборотная система № 2 для агрегатного корпуса.

С вводом оборотных систем и очистных сооружений завода удалось решить экологические проблемы, и завод перешёл на замкнутую систему водоснабжения, практически прекратив сброс стоков в р.Миасс, а также сократить забор свежей воды из Поликарповского пруда на 300 м3/час.

Расширял сферу своей деятельности участок связи ЭТЦ. В 1976 году на пульт сигнализации участка были выведены и взяты под охрану многие складские помещения, другие объекты завода. Приказом директора завода № 35-Н от 21.02.77 он был преобразован в участок производственной связи и диспетчеризации (УПСД).

В 1978 году была закончена строительством и введена в эксплуатацию новая АТС в агрегатном корпусе на 4000 номеров.

Наряду с развитием средств связи и сигнализации, участку было поручено обслуживать и участвовать в создании и развитии систем автоматического пожаротушения в цехах завода. Приказом Генерального директора от 1 февраля 1982 года УПСД был преобразован в самостоятельный цех связи и противопожарной автоматики (ЦСПА), на него, в дополнение к услугам связи, было возложено вести работы по монтажу, эксплуатации и обслуживанию систем автоматического пожаротушения и сигнализации о пожаре, охранной сигнализации. С активным участием работников цеха были выполнены работы по устройству систем автоматического пожаротушения в цехах.: Главный конвейер, Сдаточный, Прессовый, Складе автошин, окрасочных отделениях Кузовного цеха и термообрубного отделения Лит.1 , позднее, в Модельном цехе, Агрегатном и Главном корпусах, в Лит.3 и др.

В настоящее время на заводе сложилась мощная разветвлённая сеть систем автоматического пожаротушения и сигнализации, общая площадь, защищённая этими установками, составляет 98150 м2.

В 1976 году на базе Уральского автомобильного завода было образовано Уральское объединение по производству грузовых автомобилей – ПО «УралАЗ», в состав которого, кроме головного завода, вошли Челябинский кузнечно-прессовый завод ЧКПЗ), Челябинский машиностроительный завод автомобильных и тракторных прицепов (ЧМЗАП) и Посевнинский машиностроительный завод «Автозапчасть» (Новосибирская область). Позднее в состав ПО «УралАЗ» были включены Челябинский автомеханический завод (ЧАМЗ) и строящийся Кустанайский завод «Автодизель» по производству дизельных двигателей с воздушным охлаждением. Создание производственного объединения расширило зону взаимодействия и ответственности руководителей и службы энергетики головного завода, т.к наряду с головным предприятием необходимо было решать все вопросы по организации работы, эксплуатации оборудования, обеспечения фондами и материалами и многое др. по каждому из заводов объединения.

Работники службы главного энергетика оказывали большую помощь заводам объединения в решении технических вопросов, в организации грамотной, безопасной эксплуатации энергохозяйства, нормировании энергопотребления выделении средств и фондируемых материалов и т.д.

В 1980 году введена в строй водогрейная котельная № 2 с одним котлом КВГМ-100 производительностью 100 Гкал/час и химводоочисткой производительностью 230 м3/час, что позволило в какой-то мере снять напряжённость в обеспечении теплом и горячей водой завода и города.

Крупным объектом этого периода (1986г.) была реконструкция азотно-кислородной станции со строительством нового здания с хорошими бытовыми помещениями, монтажом нового современного технологического оборудования производительность станции увеличилась по кислороду до 170 м3/час, по азоту до 1200 м3/час.

Освоение производства автомобилей сельскохозяйственного назначения «Урал-5557», снегоболотоходов «Урал-5920» и массового выпуска автомобилей с дизельным двигателем, строительство Главного корпуса и др. объектов завода поставили перед энергетиками новую задачу – энергообеспечения северной площадки завода.

Для грамотной проработки вопросов и энергоснабжения, а также реализации программы «Квартира», предусматривающей резкое увеличение жилищного строительства в городе и соответствующий рост нагрузок в составе энергослужбы в 1982 году было создано специальное подразделение – проектно-технологический отдел (ПТО). Работники ПТО прорабатывали решения и совместно с проектными институтами разрабатывали техническую документацию по энергообеспечению строящихся объектов.

Для энергоснабжения объектов северной площадки к 1985 году были построены и введены в действие более 100 км. ЛЭП-110кв от Яраткулово до п/ст. «Чебаркуль» и от п/ст. «Чебаркуль» до районных п/ст. «Миасская» и «Тургояк» с устройством отпаек на «Миассэлектроаппарат» и п/ст. «Сталелитейная» и «Северная», выполнены реконструкция районной п/ст «Чебаркуль» с установкой второго трансформатора мощностью 250 Мва и реконструкция п/ст «Тургояк», на промплощадке завода введена в работу п/ст «Северная» 110/10 кв с двумя трансформаторами по 40 Мва.

Для обеспечения потребителей Главного корпуса и других цехов северной площадки в 1985-87гг. на севере завода был построен и введён в эксплуатацию энергоблок с тремя турбокомпрессорами К-250 производительностью по 15 тыс.м3/час каждый (проект предусматривает установку пяти компрессоров), а также система оборотного водоснабжения № 3 энергоблока.

В 1989 году закончена монтажом и введена в работу установка по подготовке и передаче в Главный корпус перегретой воды с температурой до 150˚С для использования её в технологических агрегатах вместо пара, что позволило более экономично использовать тепловую энергию.

В 1981 году были закончены строительством и приняты в эксплуатацию внеплощадочные очистные сооружения для очистки хозяйственно-бытовых стоков от цехов завода и центральной части города, а в 1985-88гг. вводились в эксплуатацию объекты второй очереди сооружений, включающей в себя комплекс биологической очистки, блок доочистки, фекальный коллектор диаметром 700мм., протяжённостью 18 км. и три насосных станции для перекачки стоков.

В 1990 году  было создано Энергетическое производство завода с непосредственным подчинением директору производства цехов: ТЭЦ, ЭТЦ, Теплосилового корпуса (объединял цехи тепловодоснабжения, газовый, внеплощадочной канализации), цех по строительству водоводов и сооружений Киалимского гидроузла. При этом были объединены в единые централизованные службы цеховые бухгалтерии и экономические бюро цехов, создан единый участок спецтехники, объединивший весь автотранспорт, механизмы и спецтехнику службы. Позднее (1994г.) в производстве был создан энергоремонтно-монтажный цех, оказывающий услуги по ремонту энергооборудования, сооружений и инженерных сетей (позднее переименован  в ЦРО – цех по ремонту оборудования и сооружений).

В эти годы смонтирован и введён в эксплуатацию водогрейный котёл КВГМ № 2 в водогрейной котельной № 2 (1990), выполнены работы по реконструкции химводоочистки энергетических котлов с увеличением её производительности в 2 раза, позднее (1997г.) реконструкции подверглась химводоочистка водогрейной котельной № 2 с увеличением производительности с 250 до 550 м3/час, что повысило возможности обеспечения горячим водоснабжением потребителей города и завода.

В 1993 году закончена реконструкция южных очистных сооружений промстоков с вводом в работу станции доочистки стоков. Очищенные стоки в количестве 500 м3/час стали возвращаться на завод для повторного использования.
Приступили к реализации части мероприятий по развитию энергетики, предусмотренных программой «Квартира».

В 1990 году началось строительство электроподстанции 110/10 кв «Город-2», которая должна была решить вопросы надёжного электроснабжения развивающегося города. К сожалению, в связи с известными событиями, строительство п/станции затянулось, она была введена в эксплуатацию только 22 декабря 2000 года.

Для обеспечения теплом строящихся микрорайонов («Комарово» и др.) была построена центральная тепловая камера ТЭЦ и теплотрассы Ø 700 мм. в район вокзала и Ø 500 мм. по ул. Победы, реконструирована теплотрасса по ул. Романенко.

Для нормализации водоснабжения были реконструированы сети водоснабжения в центральной части города, построены резервуары для хоз-питьевой воды, и реконструированы насосные станции по ул. Ильменской, Победы. Были начаты работы по строительству сооружений Киалимского гидроузла (водохранилище, насосные станции, водоводы, станция доочистки, ЛЭП-110 кв и др.), но, в силу отсутствия средств, они были прекращены. Было построено здание ремонтно-эксплуатационных служб (РЭС) энергетики, в котором наряду с производственными участками ТСЦ, ЦГС и ЦРО разместились бытовые помещения для работников цехов и служебные кабинеты руководства, технических и финансово-экономических служб. Большое внимание уделялось улучшению бытовых условий работников производства, обеспечению их бытовками, были построены оздоровительные центры в ТЭЦ, ЭТЦ, Теплосиловом цехе, который является в настоящее время лучшим на заводе.

С января 1997 года директором Энергетического производства назначен С.А.Понамарёв, его назначение придало новый мощный импульс дальнейшему развитию энергетики завода. Несмотря на большие трудности с финансированием, были выстроены партнёрские взаимоотношения с ОАО «Челябэнерго» и ОАО «Челябинскрегионгаз» по поставке электроэнергии и природного газа, с другими организациями, успешно решались вопросы по ремонту оборудования, сооружений и инженерных сетей, развитию энергетических мощностей.

Выделение Энергетической службы из состава Автомобильного завода

В связи с банкротством ОАО «УралАЗ» и его реструктуризацией Энергетическое производство  выделилось в дочернее предприятие ООО «УралАЗ-Энерго» (2001г.), которое  в соответствии с решением общего собрания участников общества в 2002 году было преобразовано в ОАО «УралАЗ-Энерго».

«УралАЗ-Энерго», как и прежде Энергетическое производство, обеспечивает потребителей энергоресурсами (электро- и теплоэнергия, хозяйственно-питьевая, промышленная, деминерализованная, дистиллированная вода, сжатый воздух, кислород, азот, углекислый и природный газ), оказывает услуги по ремонту электротехнического оборудования, пуско-наладочным работам и инженерному сопровождению, обслуживанию энергохозяйства объектов социальной сферы завода (профилакторий, детский оздоровительный лагерь). Более 70% объёма производства продукции и услуг Общества приходится на ОАО «АЗ «Урал» и его социальную сферу.

Прошедшие годы подтвердили правильность принятых решений. ОАО «УралАЗ-Энерго» - финансово стабильное, рентабельное предприятие, стабильно обеспечивает своих потребителей энергоресурсами услугами надлежащего качества в соответствии с заключенными договорами. 

Годы работы в новой организационной форме показали, что энергетики не только успешно справляются с решением обычных текущих задач по производству энергоносителей, ремонту оборудования и сетей, надёжному энергообеспечению потребителей в зимний период  и др., но и активно работают по расшивке «узких» мест, по развитию энергетических мощностей, повышению экономической эффективности работы оборудования, внедрению новой техники. За последние годы многое сделано в этом направлении.

В Обществе внедрена и успешно действует комплексная автоматизированная система управления предприятием «Галактика», с помощью которой решаются вопросы бухгалтерского учёта, финансовых и расчётных операций расчёты заработной платы, управления персоналом, контроллинга производства и многие другие. Она позволяет оптимизировать работу подразделений, повысить качество управленческих решений, принимаемых на основе оперативной и достоверной информации всех служб предприятия.

Особое внимание уделяется развитию и совершенствованию коммерческого учёта вырабатываемых и отпускаемых энергоносителей.

За последние годы многое сделано по установке новых приборов учёта теплоэнергии, сжатого воздуха, воды, природного газа и спецгазов. В настоящее время в стадии окончания находятся работы по устройству первой очереди автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии стоимостью порядка 25 млн.руб.

В 2003 году выполнен большой комплекс работ по строительству и вводу в эксплуатацию 2-х аккумуляторных баков V-2000м3 каждый, с системой трубопроводов и насосной станцией, что позволило значительно увеличить возможности по покрытию пиковых нагрузок в системе ГВС завода и города.

В 2003 году проложена кабельная трасса 10кв  от ТЭЦ Машиностроительного завода протяженностью 6,9км, что также повысило надежность электроснабжения, уменьшило зависимость от ОАО «Челябэнерго».

Выполнены работы по замене сетевых насосов системы теплоснабжения города и завода, а в 2005 году закончена реконструкция бойлерной ТЭЦ с заменой основного оборудования – бойлеров и устройством автоматизированной системы контроля над их работой.

Закончено строительство специального помещения, монтаж оборудования, и в 2006 году введена в эксплуатацию новая деаэрационно-питательная установка для энергокотлов ТЭЦ, что повысило надёжность работы оборудования котельного цеха, открывает возможность установки нового котла.

На протяжении нескольких лет велись работы по реконструкции здания турбинного цеха ТЭЦ, демонтажу 2-х турбокомпрессоров, реконструкции главных паропроводов и др., а затем устройству фундамента, монтажу турбокомпрессора № 3 ТЭЦ, реконструкции системы электроснабжения и др.

В феврале 2007 года закончены пуско-наладочные работы, и с 10 марта ТГ № 3 введён в опытную эксплуатацию, а 2 апреля состоялся торжественный пуск турбогенератора в постоянную эксплуатацию.

Затраты  на установку ТГ № 3 составили около 80 млн.руб.. ввод в работу турбогенератора № 3 повышает надёжность электроснабжения завода. даёт экономический эффект более 30 млн.руб./год.

В 2006 году в электроцехе ТЭЦ произведена замена старых аккумуляторных батарей системы управления  оперативными токами на новые  типа Vв 2313 немецкой фирмы  Varta.

Большой объем работ выполнен цехом ремонта оборудования (ЦРО) ОАО «УралАЗ-Энерго».

Работы по строительству , монтажу оборудования  и пуско-наладке ТГ № 3 сплотили коллектив ТЭЦ, раскрыли возможности специалистов  и руководителей  по решению поставленных задач  на высоком профессиональном уровне.

В соответствии с инвестиционной программой вот уже несколько лет проводится замена трансформаторов 2500 ква со совтоловым заполнением на «сухие», замена масляных выключателей ВМГ-133 трансформаторных подстанций на вакуумные типа BB/TEL и др.

До 2010 года ОАО «УраАЗ-Энерго»  обеспечивало АЗ «Урал» и других потребителей г.Миасса энергоресурсами. Основная продукция: теплоэнергия, электрическая энергия, хозяйственно-питьевая, промышленная, деминерализованная, дистиллированная вода,  природный газ, сжатый воздух, кислород, азот, углекислый газ, ацетилен, прочая продукция и услуги.

С 2009 года предприятие  оказывет  сервисные услуги по ремонту и обслуживанию оборудования.
В 2010 году ОАО «УралАЗ-Энерго» переименовывается в ОАО «ЭнСер» (энергосеврисное предприятие).

В 2011 году  открывается  Московский филиал предприятия, деятельностью которого является оказание услуг предприятиям ОАО «Русские машины» по проведению энергетических обследований.

Аварийно-диспетчерская: 29-13-86, Приёмная: +7 (3513) 55-32-39
456300, Челябинская обл., г. Миасс, проспект Автозаводцев, 1