Аварийно-диспетчерская
служба
Главная/Архив статей/История реформы

История реформы

Предпосылки реформирования.

С 1980-х годов в электроэнергетике России наметились негативные тенденции: на фоне общеэкономического спада в стране, эффективность работы различных секторов отрасли снижалась, при этом электроэнергетика все больше играла роль донора других отраслей экономики и постоянно попадала в «ножницы» —опережающий рост цен на первичные энергоносители и хронические неплатежи на розничном рынке вследствие «неотключаемости» многочисленных групп потребителей. За счет энергетики решались и макроэкономические задачи — сдерживалась инфляция.

По существующим оценкам, основные фонды РАО «ЕЭС России» изношены на 50-60%, поэтому возникла необходимость привлечения инвестиций в их обновление. Схожая ситуация сложилась и в независимых энергетических системах.

Во многих энергосистемах нет современных систем коммерческого учета электроэнергии, что приводит к высоким коммерческим потерям.

Система регулирования цен на электроэнергию в отрасли крайне не эффективная, сам этот процесс зависит от решений региональных властей, а недостатки системы регулирования на федеральном уровне приводит к тарифному не балансу на ФОРЭМ. В результате тарифы устанавливаются исходя из субъективных соображений. Все это не стимулирует энергосбережение и тормозит структурную перестройку экономики.

Для качественного улучшения сложившейся ситуации, была признана необходимость реструктуризации  и либерализация рынка электроэнергии.

Суть реформы.

Цели и задачи реформы были сформулированы в «Основных направлениях реформирования электроэнергетики Российской Федерации», одобренных постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526.

Цели реформирования электроэнергетики:
Целями реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются:

  • обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы,
  • повышение эффективности производства и потребления электроэнергии,
  • обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Стратегической задачей реформирования является перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Успешное проведение реформы электроэнергетики зависит от решения следующих основных задач:

  • создание конкурентных рынков электроэнергии во всех регионах России, в которых организация таких рынков технически возможна;
  • создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;
  • стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
  • создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;
  • поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;
  • создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;
  • сохранение и развитие единой инфрастуктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление;
  • демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций;
  • создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях;
  • реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;
  • уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.

Планируется создать эффективные энергокомпании. В результате чего электроэнергия, которая конкурентоспособна, будет продаваться, вся прочая — выводится с рынка. Благодаря разработке и внедрению справедливой и прозрачной системы регулирования сетевых активов планируется привлечение дополнительных инвестиций в сети для повышения их пропускной способности, где это целесообразно. Тогда потребитель не будет платить за поддержание неэффективных мощностей в работе, как это происходит сейчас.

Ожидаемый эффект реформы для электроэнергетики.

Реформа позволит оптимизировать работу Единой энергосистемы России, повысив эффективность загрузки генерирующих мощностей. На конкурентном рынке электроэнергии будут более загружены те компании, чьи цены окажутся ниже. Определяемые в ходе конкурентных торгов объёмы продажи электроэнергии обеспечат более низкие совокупные затраты на производство, передачу и распределение энергии по сравнению с действующей системой.

В ходе реформы должно произойти увеличение и централизация государственного контроля над инфраструктурой электроэнергетики — передачей электроэнергии по магистральным сетям, функциями и активами оперативно-диспетчерского управления. Параллельно (в рамках развития рынка) осуществится модернизация систем учета и контроля энергопотоков. Все это будет способствовать повышению управляемости энергосистемы, надежности энергоснабжения.

Создание рынка прав на передачу электроэнергии по сетям повысит инвестиционную привлекательность сетевой инфраструктуры. Развитие сетевого комплекса создаст дополнительные возможности для перетоков электроэнергии, позволит увеличить их объемы. Благодаря этому расширится и усложнится география торговли электроэнергией, включая экспортно-импортные операции.

Разделение прежней монополии на отдельные компании по видам деятельности, при кажущемся снижении масштаба, на самом деле позволит консолидировать управление разрозненными активами, за счет создания операционных компаний вместо холдинговых. Подобная реструктуризация повысит управляемость новых субъектов отрасли, упростит реализацию единой стратегии, позволит консолидировать и привлекать со стороны значительные финансовые ресурсы.

Ожидаемый эффект реформы для других отраслей экономики.

Реформа даст начало прогрессивным структурным сдвигам не только в электроэнергетике, но и во многих других отраслях.

Инвестиционная привлекательность эффективных объектов и технологий электроэнергетики в конечном итоге будет способствовать росту оборотов не только самой электроэнергетики, но и других связанных с ней отраслей: производителей энергетического оборудования, строительства, металлургии, газовой промышленности и др. Широкомасштабная модернизация существующих и ввод новых основных производственных фондов в электроэнергетике потребует увеличения заказов на новое и более эффективное оборудование, строительно-ремонтные, проектно-конструкторские работы и т.д, что будет стимулировать рост инвестиций в основной капитал как со стороны электроэнергетики, так и со стороны перечисленных отраслей.

Появятся стимулы к развитию энергосберегающих технологий и схем потребления энергии, что существенно снизит энергозатраты на единицу производимой продукции.

Конкурентный рынок оказывает существенное влияние на поведение потребителей, причем не следует сводить это воздействие исключительно к ценовому давлению: в условиях развитого конкурентного рынка у потребителей появляются новые возможности оптимизации графика и стоимости потребления, а также компенсации рисков.

Реформа позволит решить проблему надежности электроснабжения потребителей и ликвидировать дефициты электроэнергии, характерные для ряда регионов России.

Конкуренция, внедряемая в отрасли, позволит стабилизировать цены на электроэнергию для потребителей на приемлемом уровне, а для ряда их категорий (например, некоторых крупных промышленных предприятий) формирование конкурентного оптового рынка означает снижение расходов на электроэнергию. (позволит снизить расходы)   

.

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.